Выступление на Президиуме Международной академии социальных технологий, посвященное 60-летию Чигирёва Виктора Анатольевича

Печать
Поделиться в соц.сетях

20 июля 2016 года, город Сочи

Выступление на Президиуме Международной академии социальных технологий, посвященное 60-летию Чигирёва Виктора Анатольевича, доктора военных наук, профессора, полковника, академика Международной академии социальных технологий

 

Юнацкевич П.И.  Дискурсивно-оценочный подход профессора Чигирёва В.А. – Сочи, МАСТ, 2016. – 4 с.

Дискурсивно-оценочный подход профессора Чигирёва В.А.

Основная проблема современности – неравенство в отношении распределения материальных благ.  Она порождает все остальные проблемы: терроризм, экстремизм, войны, криминал, социальные болезни. Держится эта глобальная проблема на идее, захватившей умы и души граждан (мировоззренческая парадигма) – коммерческо-потребительский подход к организации жизнедеятельности (основная цель – прибыль, ценность – деньги, средство – торговля). 

В итоге сформировался современный турбо-паразитический капитализм, обеспечивающий ускоренный рост материальных благ социальных паразитов и их воспроизводство.

Особенность турбо-паразитического капитализма заключается в том, что не нужно в несколько поколений монополизировать распределительный механизм материальных благ. Можно за несколько лет создать себе такой капитал, который ранее мог формироваться несколькими поколениями.  В условиях турбо-паразитического капитализма человек, взявший за основу своего мышления идею личного обогащения любой ценой, захвативший место в распределительном механизме материальных благ, мгновенно обогащается и позволяет себе приобретать дорогие вещи (яхты, острова, и даже страны, воспринимаемые как юридические лица, правоустанавливающие документы которых выставлены на продажу для желающего миллиардера).

Прогресс технологий резко уменьшает количество рабочих мест и увеличивает количество ненужных людей. При турбо-капитализме мир становится полон лишних людей.

Прибыль, жажда наживы становятся основным мотивом, который  обеспечивает устойчивость коммерческо-паразитической парадигмы.

 

Старые этические регуляторы в условиях турбо-капитализма теряют свою эффективность. В современной экономике многие гуманитарные технологии направлены на  манипуляцию поведением человека. Информационные манипуляции (или «информационно-коммуникационный массаж мозгов») делают мир не познаваемым для большинства граждан.

Поэтому сегодня надо говорить о создании новых подходов к этическому регулированию поведения субъектов.  Надо решить старую проблему: «Как заставить человека не поступать плохо по отношению к другим?». Для этого важно создать новую нравственную инфраструктуру общества. Нравственность – есть не причинение вреда Божьей твари.

В коммерческо-потребительской парадигме человек всего лишь инструмент получения прибыли, удовлетворения угрызений жадности.  Современный турбо-паразитический капитализм не имеет духовного содержания и не может им обзавестись в принципе. Подражающие социальным паразитам руководители религиозных конфессий своей благополучной жизнью сами дискредитируют веру, которую давно превратили в источник личного обогащения, стали торговцами утешением. Это создает благоприятную ситуацию для размножения различных сект и псевдо-учений.

По этой причине сегодня ведется разговор о смене мировоззренческой парадигмы.

Как же перейти к новой парадигме мышления, где основной ценностью будет человек? Но не просто человек (торгаш, делец, хитрец, ловкач, паразит и т.п.), а нравственный человек, не причиняющий вреда другим.

Проблему неравенства усугубляет глобальный паразитизм. В публичной сфере часто декларируется цель – благо народа.

Благо народа – это избавление от социальных паразитов. Ограничение социального паразитизма – редкий пример абсолютного социального блага.

Для смены мировоззренческой парадигмы нужны новые ценности, цели и средства.

Важнейшая ценность для общества – это человек.

Цель общества – нравственный человек.

Средства – идеология-технология нравственности, которая и была предложена профессором Чигирёвым Виктором Анатольевичем.

Идеология-технология нравственности является социальной технологией. Она включает в себя свободно принимаемую и разделяемую большинством социальных субъектов идею нравственности как идею не причинения вреда; и связанную с ней процедуру измерения нравственности социальных субъектов.

Измерение нравственности социальных субъектов осуществляется в процессе этической оценки их социальных действий. В результате каждый социальный субъект получает индивидуальный индекс нравственности, постоянно корректируемый в процессе дискурсивных практик.

Индивидуальные индексы нравственности социальных субъектов используются другими субъектами в обеспечении открытости гражданского общества и его государства.

Данная технология позволяет запускать в работу нравственные кодексы для различных социальных групп.

Одно из самых важных достижений профессора Чигирёва В.А. – это определение понятия «индекс нравственности». Это численный показатель вреда от социальных действий или бездействий субъекта. Формируется в процессе этического оценивания.

Информация о значениях индекса нравственности социальных субъектов является открытой и доступной.

Как же заставить человека не поступать «плохо по отношению к другим? Кто может его заставить так себя вести?».

Профессор Чигирёв В.А. дал ответ на это вопрос: «только другие!». Отрицать существование «других» людей невозможно. Можно вести дискуссию – «есть ли Бог или его нет», но «другие» люди присутствуют в жизни каждого человека. Это реальность.

«Другие» создают человека, дают ему имя, образование, культуру, Бога, делают его человеком, назначают его героем или преступником.

Профессор Чигирёв Виктор Анатольевич для созидания нравственного человека разработал технологию, которую может использовать общество.

Данная технология основана на глобальном экологическом принципе: не вреди себе, соседям, среде обитания.  Из глобального экологического принципа следует глобальный этический принцип: веди себя так, чтобы не вредить себе, соседям, среде обитания.

Опираясь на глобальный этический принцип сформулировано бриллиантовое правило для общества или нравственное правило поведения «Три С»: не вреди себе, соседям, среде обитания ни мыслью, ни словом, ни делом; созидай для себя, соседей, среды обитания мыслью, словом, делом. Это ядро практической этики.

Реализация нравственного  правила «Три С» возможно в современных информационных виртуальных средах. Соединение возможностей IT-технологий и социальных технологий дает возможность создания дискурсивно-оценочных сред, где каждый оценивает поведение каждого.

Этот синтез позволяет создавать дискурсивно-оценочные регуляторы поведения (сетевые дискурсивно-этические регуляторы), выступающие рабочим механизмом общественного прогресса.

В чем состоит общественный прогресс? Его суть – улучшение социальных отношений за счет постоянного снижения уровня социального паразитизма. Это обеспечивает эффект возникновения социальный справедливости.

Дискурсивно-оценочные регуляторы поведения(сетевые дискурсивно-этические регуляторы) – это виртуальные сетевые конструкции, создающиеся на основе принципов, сформулированных профессором Чигирёвым Виктором Анатольевичем:

Принцип дискурса: все должно обсуждаться.

Принцип открытости: обсуждение и оценка в обществе являются открытыми и общедоступными процедурами, в которых по произволу может принять участие каждый.

Принцип автора: субъект дискурса и оценки должен быть известен всем, его идентификационные данные гарантируют возможность обратной связи с ним обсуждаемого и оцениваемого социального субъекта для коррекции позиций и установления справедливости.

Принцип комментария: каждый участник дискурса и оценки может комментировать как свою позицию в дискурсе и оценку, так и позицию другого участника дискурса и оценки.

Принцип шкалирования (оценивания): все должно оцениваться, объект дискурса и оценки рассматривается с помощью «лингвистической линзы» – шкалы оценки вреда, применение которой позволяет наглядно увидеть субъекту и объекту дискурса и оценки  значения массовой этической оценки и их динамику в зависимости от поведения оцениваемого субъекта.

Принцип визуализации (наглядности): простота, доступность и ясность представления и визуализации дискурса и массового этического оценивания в информационных средах.

Разработка и запуск в работу дискурсивно-оценочных регуляторов поведения социальных субъектов позволит создать глобальную дискурсивно-оценочную среду (проект «ГЛОН» - глобальная нравственность, реализуемый Институтом нравственности, www.inrav.ru).

Дискурсивно-оценочные регуляторы поведения – это перспективное средство управления социальными отношениями. Гражданское общество невозможно без дискурсивно-оценочных сред.

Уровень развития высоких гуманитарных и социальных технологий позволяет при внедрении дискурсивно-оценочных регуляторов не апеллировать к политическим институтам. Это движение может идти по пути частных проектов.

Дискурсивно-оценочные регуляторы реализуют идею влияния каждого на других. Участие в массовой этической оценке приводит к формированию социально активных граждан.

Дискурсивно-оценочные регуляторы – это механизм достижения общественного согласия.

Дискурсивно-оценочные регуляторы делают социального паразита культурным изгоем цивилизации. 

Дискурсивно-оценочный подход – это и есть фундаментальное достижение научной школы профессора Чигирёва Виктора Анатольевича и его личный вклад в общественный прогресс.